Мысль о том, что человеческий интеллект и его потенциал можно измерить, находила сторонников во все исторические эпохи. Однако долгое время учёным не удавалось разработать по-настоящему универсальную методику, способную учесть индивидуальные особенности познавательной сферы (преобладающие типы восприятия и мышления, объём памяти и др.), а не просто выявить эрудированность человека в той или иной области знаний.
Не словом единым
В 1939 году психиатр и психолог из Нью-Йорка Дэвид Векслер представил свой вариант диагностики умственных способностей. Его тест предназначался для исследования взрослых и включал 11 относительно самостоятельных субтестов с постепенно усложняющимися заданиями: 6 – вербального характера и 5 – невербального.
Новая методика оценки развития интеллектуальной сферы получила название «Тест Векслера», детский вариант её увидел свет спустя 10 лет. Здесь в наши дни можно удобно и выгодно приобрести его максимально полную версию, адаптированную и усовершенствованную отечественными авторами.
Доработанная детская версия охватывает возрастной диапазон от 5 до 16 лет и состоит из 12 субтестов. При создании диагностики автор учёл справедливую критику, направленную в адрес своих предшественников: вопросы, с помощью которых оценивают уровень развития интеллекта, способность к осмыслению ситуации и принятию оптимальных решений не могут иметь только вербальную направленность. Потому выдающийся психолог постарался найти разумный баланс между заданиями самого разного характера.
Всё в руках педагога
Закончи фразу, дорисуй недостающую деталь, выйди из лабиринта… Всё это – не конкурсы на школьном празднике, а примеры задач, составляющих детский аналог теста Векслера. Их разноплановость и ситуативное разнообразие делают данную методику эффективным и удобным инструментом в руках опытных и начинающих психологов.Детский вариант теста Векслера
Однако исследование интеллекта – вовсе не развлекательная, интересная игра. Анализ результатов тестирования помогает обнаружить для последующего развития индивидуальные способности, выявить негативные склонности, умственную отсталость, задержку психического развития и прочие нарушения. Серьёзность этих «диагнозов» ещё раз подтверждает мысль: интеллектуальный тест Векслера является очень тонким инструментом, использовать который в педагогической и психологической практике нужно очень грамотно и ювелирно, соблюдая все рекомендации методического руководства.